Анат Баниэль терапия
Статьи

Главная

Надюшины успехи

Обо мне

Контакты

О методе Анат Баниэль / Статьи

Время на животике.

Уже очень давно хочу написать статью про лежание на животике.) Т.е. вот про то лежание, когда малышей с первых дней жизни начинают выкладывать на живот или же начинают выкладывать деток, которые на живот пока не могут перевернуться (всё это очень актуально для особых детей). Мотивации очень разные. Есть мнение, что это способствует скорейшему развитию ребенка, я уже даже не помню всех предположений на эту тему. Когда я работала консультантом по уходу за детьми до года, то мы всегда рекомендовали не выкладывать детей на живот до того момента, пока ребенок сам не сможет это сделать. Наша преподавательница объясняла это тем, что для детей эта поза крайне неблагоприятна с психологической точки зрения. Я не помню, как она это аргументировала, но для меня всегда было достаточно того, что дети не любят это положение. Положите любого малыша, который ещё не перевернулся сам и вы увидите, что не любят.))) И нет никаких исследований, которые бы доказывали, что это полезно и нужно. Так зачем?

 

И вот сейчас эта тема всплыла во время моего обучения на терапевта по методу Анат Баниэль. И Анат прочла очень хорошую и понятную лекцию о том, почему не надо класть на живот ребенка, который ещё не перевернулся сам. Во время обучения я подписала кучу бумаг о не разглашении и не знаю, могу ли я пересказывать лекцию. Но, во-первых, поверьте, что с точки зрения анатомии и физиологии абсолютно понятно, почему не надо это делать. Это так просто и ясно, что не ясно почему же об этом не говорят на каждом углу. И, во-вторых, я перевела одну статью, которую предлагаю вашему вниманию. Она очень любопытна своими доказательствами. И эта статья очень понравилась мне, потому что там громко звучит мысль, которая почти не звучит от педиатров, о том, что развитие в первые месяцы жизни очень важно для развития в последующие годы этой жизни. Что важна не скорость этого развития, а качество. Многие не задумываясь торопят своих детей в первые месяцы жизни и удивляются, что ребенок вырос неловкий, плохо говорит, тяжело даётся письмо, беспокойный и т.д. И, к сожалению, связь увидеть довольно сложно.

 

И в конце хочу сказать, что многие родители спрашивают, а что же делать с ребенком, если не класть его на живот, как развивать? Это понятно, когда в руки вдруг попадает такое волшебное существо, то действительно всего 2 мысли в голове. Или на спине, или на животе.))) Но у ребенка есть бока.)) На них может спать даже очень маленький малыш, если его подпереть с двух сторон для безопасности. Ребенка можно носить на руках. А также в статье упоминается Эмма Пиклер. Её книгу можно купить на русском, там очень много идей для занятий с малышками разных возрастов. Ну и на спине – это тоже очень круто для развития. Собственно это - то, что нужно.)

Собственно статья: http://babysteps.net.nz/research-articles/tummy-time-may-answer/

 

 

"Время на животике"

перевод статьи
(как смогла, но смысл не смог ускользнуть точно)

 

«Время на животике» - очень обсуждаемая (неоднозначная) тема, и принять решение нужно ли вашему ребенку «время на животике» может быть трудно. Слушать медсестру, традиции или свою интуицию? Эта интересная статья рассматривает «время на животике» для роста и развития вашего ребенка, и в ней обсуждаются вопросы, которые возможно есть и у вас.

 

«Его голова станет плоской», - сказала медсестра серьёзно. Это было первое, что она сказала, когда я сообщила, что не стала бы выкладывать Nahuel на его животик, в течение первых месяцев. Её комментарий не удивил меня, т.к. пять лет назад я бы сказала тоже самое. Около трёх лет назад, когда мой первый сын был малышом, я пробовала следовать принципу, который показывал важность «времени на животике». Но мой сын показал мне, на языке его тела дискомфорт, который он чувствовал и я пошла по другому пути. Я разрывалась между моими знаниями, как физиотерапевта и тем, что я чувствовала, как мама. Но я следовала за своей интуицией и начала своё исследование. Сейчас я чувствую себя немного более подготовленной, чтобы объяснить и поделиться результатами моего исследования, которое, как и всё, что связано с воспитанием, постоянно развивается. Как растения, меняя свою форму, двигаясь к свету и питательным веществам, которые помогают ему лучше расти.

 

Тем не менее, вы вероятно продолжаете думать об ужасном результате моей практики воспитания, которое предсказывала медсестра. Какого рода вера помогает мне справиться с этим ужасным предсказанием?

 

В начале девяностых годов американское общество Педиатрии (ААП), среди других организаций здравоохранения в США, начало кампанию, направленную на снижение риска синдрома внезапной детской смерти (СВДС) и других причин младенческой смерти, связанных со сном. Данные позволяют сделать предположение о сильной корреляции между СВДС и сном в положении на животе, в результате одна из главных рекомендаций кампании была – всем младенцам спать на спине (почему не на боку?). Несмотря на то, что компания имела успех (это привело к снижению смертности 50% СВДС), некоторые данные говорят о том, что были и негативные последствия. Три таких негативных последствия:

 

1. Повышение частоты задержек крупной моторики у детей.

2. Повысилась частота диагностирования Плагиоцефалии (уплощение затылка, в следствии нахождения головы ребенка в одном и том же положении в течении длительного периода времени, например в кроватке или автокресле).

3. Повышение частоты диагностирования кривошеи.

(Journal of Family Practice, Oct 2011, Vol. 60 Issue 10, p605-607, 3p, Pediatrics Vol. 128 No. 6 December 1, 2011 pp. 1236 -1241)

 

С учётом этих негативных последствий новой целью Общественной Системы стало предотвратить их. )) Для этого родителям стали рекомендовать класть своих детей на животик, в то время когда они бодрствуют, и наблюдать. Это мероприятие широко известно, как «Время на Животике». В 1994 году ААР начала свою новую компанию, известную под названием «Спать на спине, играть на животике». В статье, опубликованной в Журнале Семейной Практики автор даёт такую рекомендацию «Обращайте внимание родителей на важность «времени на животике» (…) поощряйте эту практику, даже если родители сообщают, что их ребенок плачет или другим образом показывает неприятие этой позиции» (Robertson R., Journal of Family Practice, Oct 2011, Vol. 60 Issue 10, p605-607, 3p). Это именно то, что я делала с моим первым сыном, во время его первых дней жизни. Тем не менее для меня было невозможно игнорировать его эмоции, и я была тронута его призывом переложить его из этого положения. На мой взгляд, мы должны быть чуткими и восприимчивыми к тому, что нам пытаются сказать наши дети через их раздражение, крики и напряжённость тела.

 

Я нашла ответ, когда посмотрела немного назад в истории восточной Европы. Я говорю о Венгрии, шестидесятые годы, и педиатре Эмме Пиклер (Emmi Pikler), которая сделала замечательные исследования о развитии детей до года, где свобода движения и автономии были неотъемлемой частью её утверждений. Интересно, что в её исследованиях никогда не упоминается плагиоцефалия (или другое уплощение головы), учитывая, что в институте Пиклер ( Pikler)они не применяли «время на животике», что значит, что взрослые не помещали малышей на их животики и дети исследовали это положение только после того, когда сами были в состоянии перевернуться на живот, используя свою собственную мотивацию и сенсомоторные ресурсы. И тут возникает вопрос, почему же дети, которые не имели «время на животике», не имели плоских голов и задержек моторики? В институте Emmi Pikler нет плагиоцефалии, задержки развития, нет врожденной кривошеи. Почему? Что они делали, что получили такой результат? Они двигались.

 

К сожалению, мы живём в эпоху обездвижевания (о какое я слово придумала, предлагайте лучше). Кроме того, я думаю, что наши дети живут в эпоху «ограничения движения». Целью индустрии является обеспечения всеми видами пластиковых устройств, чтобы удерживать детей на месте. Довольными и «счастливыми» (счастливыми?). В результате у нас есть коляски, сиденья, гамачки, качели, высокие стулья, ходунки, прыгунки, детские спортивные залы. Теперь, если мы добавим сюда время, проведенное в положении лежа на спине во время сна и долгое время на любой из длинного списка устройств для малышей, мы легко находим ответ. Последние исследования подтверждают, что положение лежа на спине во время сна не является прямой причиной плагиоцефалии, предполагают целый ряд причин (van Vlimmeren et al, Pediatrics 2007;119;e408). Но "больше времени на животике" решит эту проблему? Я сомневаюсь.

 

Для меня ответ является гораздо более сложным, и я уверена, что он связан с пониманием человеческого развития, хотя кое-что уже ясно: Мы имеем только половину картины, описывающей важность раннего опыта движения и то, что исследование значит для наших детей. Я всегда поражалась, когда научная литература представляет моторное развитие, как череду этапов, которые дети должны достичь в определённом возрасте, под девизом «Чем быстрее, тем лучше, значит вы успешная мама». Почему быстрее – это лучше, когда речь идёт о моторном развитии? Кто сказал, что пойти в 12 месяцев лучше, чем в 16? Что случилось с процессом? (качеством) Это важно? Я также впечатлена бездушным подходом, литература учит медицинских работников «поощрять «время на животике», даже если дети плачут, даже если им плохо. Что это? Есть ли комитет по этике, который не одобряет это? Я хочу верить, что есть.

 

Я верю, что мы можем предоставить новую парадигму в сфере раннего детства в Гос. системе. Я отказываюсь верить, что почти все Западные страны вдохновлены и поощряют «Время на животике» с самого первого дня, за этим конечно следует сидение в 6 месяцев и необходимость ходить в 12, со всеми долгосрочными результатами этой практики, которая отразится на эмоциональном и когнитивном развитии детей.

 

Предоставляет ли современная литература доказательства иного подхода? Да.

 

Пару лет назад провели интересное многофокусное исследование Ariane Cavalier и др. во Франции. Они предположили, что профилактическая программа, проведенная методом Emmi Pikler, которая называется «Неограниченная мобильность» (также известная, как свободное движение) с самых первых дней способствует снижению заболеваемости плагиоцефалией. Это научное доказательство даёт нам другую перспективу в отношении плагиоцефалии, и, как следствие, благополучия в раннем детстве. (Cavalier et al, Early Human Development 2011;87;537-543)

 

Позвольте мне объяснить, почему подход Emmi Pikler даёт совершенно иной взгляд на раннее детство. Благодаря своим исследованиям она глубоко поняла важность движения, как аспекта глобального развития, в результате чего она поняла движение как выражение (себя?),  движение как непрерывный процесс обучения, движение как стремление к свободе и независимости. Ее подход способствует свободе передвижения и важности обеспечения безопасной и благоприятной окружающей среды для детей, чтобы они могли исследовать, где отношение взрослых имеет решающее значение. Взрослым необходимо быть уважительными, отзывчивыми и развивать в себе наблюдательность, а не вмешательство, обеспечивая эмоционально безопасную среду, где дети чувствуют себя способными с самых первых месяцев. Так же пространство и одежда имеют важное значение. Детям, когда они становятся более активными и мобильными, необходимы безопасное окружение, чтобы исследовать и удобная свободная одежда, которая позволяет движение во всех направлениях. Игрушки разложены по полу и должны подходить возрасту ребенка. И последнее, но не по важности, расположение ребенка на полу: дети располагаются на полу в их естественном положении, т.е. в лежачем положении, на спине.

 

<<  Вернуться на страницу "Статьи"